Онлайн или офлайн? Станут ли интернет-аптеки популярными
Онлайн-покупки давно стали частью нашей жизни. И если раньше покупка лекарств по интернету для россиян была только мечтой, то в прошлом году у них появилась и такая возможность. В апреле 2020 года правительство России приняло пакет документов, согласно которому в стране официально была разрешена онлайн-продажа лекарств.
За время пандемии спрос на онлайн-покупки лекарственных препаратов, БАДов и других товаров аптечного ассортимента вырос почти на треть. Нарисовался и портрет среднестатического покупателя: согласно совместному исследованию компаний SlickJump и «Ютека» — это молодые женщины до 34 лет со средним уровнем доходов. Женщины, по мнению аналитиков, стали своеобразными двигателями интернет-торговли лекарствами. Они больше интересуются здоровым образом жизни, темами лечения и профилактики болезней, зачастую ищут более выгодный вариант покупки и предпочитают использовать для своих поисков интернет.
Плюсы интернет-торговли неоспоримы, как для покупателя, так и для самой аптеки. Рассмотрим некоторые из них.
Плюсы интернет-аптек для покупателя
Доступность: в интернет-аптеке можно сделать заказ круглосуточно. Сам же заказ можно будет забрать или в удобное время, или выбрать доставку до двери.
В настоящее время заказать с доставкой можно только нерецептурные препараты. Но в этом году в Москве, Московской и Белгородской областях будет запущен пилотный проект по онлайн-продаже лекарств по рецепту. По завершению проекта такой формат продаж распространится на другие регионы.
Большой ассортимент и низкие цены: чаще всего ассортимент лекарств, медицинских и косметических товаров в интернет-аптеке больше, чем в офлайн-аптеке, а цены ниже.
Легкий поиск: товары в каталоге можно отсортировать по категориям, цене, выполнить поиск по действующему веществу и посмотреть аналоги, сравнить цены на разные товары. Также можно настроить уведомления, чтобы знать, когда нужное лекарство появится в продаже.
Конфиденциальность: есть некоторые категории товаров, которые покупатели стесняются приобретать. В этом случае покупка в интернет-аптеке станет приемлемым выходом из ситуации. Не придется понижать голос в разговоре с фармацевтом или ждать пока в аптеке не останется покупателей.
Плюсы интернет-аптек для самих аптек
Еще один канал продаж: покупатели все чаще ищут информацию в интернете, сравнивают и сопоставляют найденное. Подчас даже назначения врача подвергаются сомнению без отзывов других людей. Грамотно оформленная интернет-аптека, с четкими красивыми фотографиями, полными и понятными описаниями, статьями и рекомендациями экспертов в перспективе сможет стать одним из основных источников постоянных клиентов.
Еще один инструмент повышения лояльности: накопительные скидки, промо-коды, индивидуальная программа бонусов, электронные подарочные сертификаты — все то, что нравится покупателям и стимулирует их сделать покупку именно в вашей аптеке.
Важная информация на виду: все акции и скидки на одной странице, рекламная и информационная рассылка, горящие предложения, статьи экспертов — все это увидят тысячи людей без значительных на то усилий.
Конечно не стоит думать, что в будущем будут одни сплошные интернет-аптеки. Как показала практика, сами фармацевты пока еще настороженно относятся к онлайн-продажам. Например, не до конца решены вопросы с доставкой лекарств, не отрегулирована онлайн-продажа рецептурных препаратов. Аналитики предполагают, что этот вид продаж, пока не потеснит классический вариант на рынке лекарственных препаратов. По их мнению, онлайн-канал сбыта лекарств в такой консервативной отрасли сможет занять 20-30 процентов суммарного объема рынка только через пять лет. Но эти несколько лет могут стать хорошим временем, чтобы изучить и внедрить новое перспективное направление продаж.
Создавать ли свою интернет-аптеку или воспользоваться услугами уже готовых площадок? Мысль о собственном сайте может показаться заманчивой: можно сделать все так, как хочется именно вам, создать уникальный продукт под свои требования, использовать корпоративные символы и цвета. Но для этого нужно время и дополнительные расходы на рекламу, продвижение и технические доработки.
Для более быстрого и эффективного входа в нишу онлайн-продаж лучше воспользоваться уже готовыми площадками. Не надо беспокоиться о том, как привлечь покупателей и раскрутить интернет-аптеку — у крупных интернет-площадок уже сложившаяся аудитория и заслуженный авторитет. Не нужно решать многочисленные технические вопросы: например, как настроить онлайн-оплату или оповещения.
Программный комплекс M-Аптека Style предлагает готовый инструмент для освоения онлайн-продаж. M-Аптека Style интегрирован с такими популярными интернет-аптеками как:
- АСНА
- МегАптека
- ЗдравСити
- Аптека.Ру
- АптекаМос
- Медиката
- Apteki.su
- ФармТакси
- 009.рф
- ПроТаблетки
В зависимости от функциональных особенностей самих площадок, М-Аптека Style поддерживает экспорт ассортимента аптеки в интернет-магазины и обработку интернет-заказов в режиме реального времени.
После того, как клиент сделал заказ, программа автоматически уведомит об этом. Во время предварительного звонка клиенту можно:
- Уведомить клиента, если каких-то товаров из заказа не хватает в наличии, и сразу добавить отсутствующие позиции в резерв.
- Уточнить, согласен ли клиент с суммой заказа и количеством препаратов, если все позиции из заказа в наличии. При необходимости можно сразу добавить в заказ товары из текущего наличия, которые клиент забыл заказать. Если клиент не хочет покупать какие-то из заказанных товаров, то их можно удалить из заказа.
Если товар закончился, или его количества недостаточно, или цена на него изменилась, то при попытке сделать заказ покупатель будет проинформирован об этом.