Онлайн или офлайн? Станут ли интернет-аптеки популярными

Онлайн-покупки давно стали частью нашей жизни. И если раньше покупка лекарств по интернету для россиян была только мечтой, то в прошлом году у них появилась и такая возможность. В апреле 2020 года правительство России приняло пакет документов, согласно которому в стране официально была разрешена онлайн-продажа лекарств.

За время пандемии спрос на онлайн-покупки лекарственных препаратов, БАДов и других товаров аптечного ассортимента вырос почти на треть. Нарисовался и портрет среднестатического покупателя: согласно совместному исследованию компаний SlickJump и «Ютека» — это молодые женщины до 34 лет со средним уровнем доходов. Женщины, по мнению аналитиков, стали своеобразными двигателями интернет-торговли лекарствами. Они больше интересуются здоровым образом жизни, темами лечения и профилактики болезней, зачастую ищут более выгодный вариант покупки и предпочитают использовать для своих поисков интернет.

Плюсы интернет-торговли неоспоримы, как для покупателя, так и для самой аптеки. Рассмотрим некоторые из них.

Плюсы интернет-аптек для покупателя

Доступность: в интернет-аптеке можно сделать заказ круглосуточно. Сам же заказ можно будет забрать или в удобное время, или выбрать доставку до двери.

В настоящее время заказать с доставкой можно только нерецептурные препараты. Но в этом году в Москве, Московской и Белгородской областях будет запущен пилотный проект по онлайн-продаже лекарств по рецепту. По завершению проекта такой формат продаж распространится на другие регионы.

Большой ассортимент и низкие цены: чаще всего ассортимент лекарств, медицинских и косметических товаров в интернет-аптеке больше, чем в офлайн-аптеке, а цены ниже.

Легкий поиск: товары в каталоге можно отсортировать по категориям, цене, выполнить поиск по действующему веществу и посмотреть аналоги, сравнить цены на разные товары. Также можно настроить уведомления, чтобы знать, когда нужное лекарство появится в продаже.

Конфиденциальность: есть некоторые категории товаров, которые покупатели стесняются приобретать. В этом случае покупка в интернет-аптеке станет приемлемым выходом из ситуации. Не придется понижать голос в разговоре с фармацевтом или ждать пока в аптеке не останется покупателей.

Плюсы интернет-аптек для самих аптек

Еще один канал продаж: покупатели все чаще ищут информацию в интернете, сравнивают и сопоставляют найденное. Подчас даже назначения врача подвергаются сомнению без отзывов других людей. Грамотно оформленная интернет-аптека, с четкими красивыми фотографиями, полными и понятными описаниями, статьями и рекомендациями экспертов в перспективе сможет стать одним из основных источников постоянных клиентов.

Еще один инструмент повышения лояльности: накопительные скидки, промо-коды, индивидуальная программа бонусов, электронные подарочные сертификаты — все то, что нравится покупателям и стимулирует их сделать покупку именно в вашей аптеке.

Важная информация на виду: все акции и скидки на одной странице, рекламная и информационная рассылка, горящие предложения, статьи экспертов — все это увидят тысячи людей без значительных на то усилий.

Конечно не стоит думать, что в будущем будут одни сплошные интернет-аптеки. Как показала практика, сами фармацевты пока еще настороженно относятся к онлайн-продажам. Например, не до конца решены вопросы с доставкой лекарств, не отрегулирована онлайн-продажа рецептурных препаратов. Аналитики предполагают, что этот вид продаж, пока не потеснит классический вариант на рынке лекарственных препаратов. По их мнению, онлайн-канал сбыта лекарств в такой консервативной отрасли сможет занять 20-30 процентов суммарного объема рынка только через пять лет. Но эти несколько лет могут стать хорошим временем, чтобы изучить и внедрить новое перспективное направление продаж.

Создавать ли свою интернет-аптеку или воспользоваться услугами уже готовых площадок? Мысль о собственном сайте может показаться заманчивой: можно сделать все так, как хочется именно вам, создать уникальный продукт под свои требования, использовать корпоративные символы и цвета. Но для этого нужно время и дополнительные расходы на рекламу, продвижение и технические доработки.

Для более быстрого и эффективного входа в нишу онлайн-продаж лучше воспользоваться уже готовыми площадками. Не надо беспокоиться о том, как привлечь покупателей и раскрутить интернет-аптеку — у крупных интернет-площадок уже сложившаяся аудитория и заслуженный авторитет. Не нужно решать многочисленные технические вопросы: например, как настроить онлайн-оплату или оповещения.

Программный комплекс M-Аптека Style предлагает готовый инструмент для освоения онлайн-продаж. M-Аптека Style интегрирован с такими популярными интернет-аптеками как:

  • АСНА
  • МегАптека
  • ЗдравСити
  • Аптека.Ру
  • АптекаМос
  • Медиката
  • Apteki.su
  • ФармТакси
  • 009.рф
  • ПроТаблетки

В зависимости от функциональных особенностей самих площадок, М-Аптека Style поддерживает экспорт ассортимента аптеки в интернет-магазины и обработку интернет-заказов в режиме реального времени.

После того, как клиент сделал заказ, программа автоматически уведомит об этом. Во время предварительного звонка клиенту можно:

  • Уведомить клиента, если каких-то товаров из заказа не хватает в наличии, и сразу добавить отсутствующие позиции в резерв.
  • Уточнить, согласен ли клиент с суммой заказа и количеством препаратов, если все позиции из заказа в наличии. При необходимости можно сразу добавить в заказ товары из текущего наличия, которые клиент забыл заказать. Если клиент не хочет покупать какие-то из заказанных товаров, то их можно удалить из заказа.

Если товар закончился, или его количества недостаточно, или цена на него изменилась, то при попытке сделать заказ покупатель будет проинформирован об этом.

Партнёр. Честный знак.